"СТРИЖ" –
ОХОТНИК ЗА ОДН
, 31.01.2019, 10:00

Управляющие организации ООО «Центральное», ООО «Калининское» и ООО «Шихан» ищут желающих снизить до минимума свои платежи за общедомовые нужды.
 

На встречах с советами МКД и председателями обсуждается возможность участия в проекте «Умный дом». Какую выгоду может получить собственник? Что для этого требуется?

Будущее стучится в дверь

Если вы хотите узнать, каким может быть "умный дом", читайте знаменитого фантаста Рея Бредбери. У него есть страшный рассказ с милым названием «Будет ласковый дождь», где описывается дом, который ухаживает за своими жителями: кормит, развлекает, укладывает спать и даже читает на ночь хозяйке её любимые стихи. Дом сам умеет следить за собой. Он поливает газоны, убирает комнаты, закрывает ставни и двери, а когда случается пожар, профессионально борется со стихией.

Конечно, до такого технологического уровня мы ещё не доросли, но уже сегодня наши МКД без участия человека общаются с внешним миром. Установленное в большинстве домов оборудование каждый час сообщает в Интернет данные о расходе тепла, воды, электроэнергии. Это позволило жителям снизить платежи за тепло и несколько раз окупить все свои вложения в узлы учёта тепловой энергии.

Научно-технический прогресс готов сегодня решить и проблему платежей за общедомовые нужды (ОДН). А велик ли выигрыш?

ОГРОМНЫЕ УБЫТКИ

–   Из-за ОДН наш дом несёт огромные убытки, – рассказывает В.И. Баканов, председатель совета МКД (ул. Пугачёва, 7), – по холодной воде нормативный расход на общедомовые нужды составляет у нас на 10 месяцев 230 кубов, на сумму чуть больше 10 тыс. руб; а фактически поставщиком воды нам предъявлено 1528 кубов на сумму 69 тыс. руб! Мы заплатили в 6,6 раза больше. Переплатили 59 тыс. рублей.

И по электроэнергии ситуация не лучше. Нормативный расход на общедомовые нужды составляет у нас на 10 месяцев сумму 22 тыс. руб., а фактически поставщиком электроэнергии нам предъявлена сумма 64 тыс. руб! Мы заплатили в 2,9 раза больше. Переплатили 42 тыс. рублей. Если бы расходы по ОДН привести хотя бы к нормативным, мы бы за эти 10 месяцев только по холодной воде и электроэнергии сэкономили более 100 тыс. рублей! Что же для этого нужно?

Воровство, ошибки и "резиновые" квартиры

–  Факты воровства есть в каждом доме, – говорит Виктор Иванович, –  возможно, есть они и у нас. Бороться с этим очень трудно. Некоторые просто передают намеренно заниженные показания. А пожилые люди частенько и ошибаются, запятую, например, ставят не там. Кроме того, у нас есть несколько квартир, которые до сих пор не установили счётчики. Если человек воду не экономит, он может израсходовать её гораздо больше, чем предъявляемый ему норматив. Еще хуже, если в квартира «резиновая» –  прописан один, а проживает шестеро. Пятеро  живут за счёт своих соседей.

Все эти настоящие и мнимые ошибки распределяются через ОДН, нормативная часть оплачивается жителями, сверхнормативная –   управляющей компанией, но в конечном-то итоге всё равно за все платят собственники жилья.

Недавно управляющие компании провели проверку учёта показаний и процесса начисления платежей за ОДН. Для этого был предпринят обход по квартирам, собраны заявления от собственников, сверены расчёты по холодной воде. Специалисты были поражены открывшейся картиной!  Поставщик воды во многих домах использовал показания, которые сильно отличались от фактических, таким образом, платежи отдельных граждан снижались, а величина ОДН увеличивалась.

И речь идет не о двух-трёх кубометрах воды, а о сотнях кубов, которые оказались приплюсованными к ОДН. Так, например, разница между фактическими показаниями и теми, которые использовал поставщик воды, только по пяти проверенным квартирам в доме по адресу ул. Кирова, 7 составила 687 кубометров! Все они распределились на жителей!

В одной из квартир на ул. Ленина, 16 показания, использованные для расчёта – 138 кубометров, а по факту на счётчике – 465! Излишки покрыли соседи и управляющая компания…

В доме по ул. Пугачёва, 7 в одной из квартир объём потреблённой воды (по данным ресурсоснабжающей организации) составлял 1 кубометр, проверка же  показала, что на счётчике – 214 кубометров. Стоит ли удивляться, что предъявленный ОДН по ХВС в этом доме превышает нормативный в семь раз!

несвоевременная передача показаний

Но самая главная причина формирования завышенных платежей за ОДН – это даже не воровство, а несвоевременная передача показаний.

–  В нашем доме, –  рассказывает В.И. Баканов, –  100 квартир. В январе прошлого года показания в управляющую компанию передали 37 квартир, в феврале и марте – 42, в апреле – 39, в мае – 28, в июне –  26, в июле – 13, в августе – 21. Возможно, люди передавали показания непосредственно ресурсникам, возможно, нет, от этого принципиально-то картина не меняется.

Эта ситуация общая для всех домов: часть показаний корректируется в следующие месяцы, но в следующем месяце ситуация повторяется, и огромная волна ОДН, сложившаяся из недоучтённых расходов воды и электроэнергии, скользит, нарастая из месяца в месяц, вымывает деньги из кошельков потребителей.

ТЕХНОЛОГИИ ПРОТИВ ОДН

Управляющие компании ООО «Центральное», ООО «Калининское», ООО «Шихан» разработали проект внедрения системы учёта ресурсов «Стриж», которая поможет решить проблему ОДН. Эта система успешно работает во многих городах России, например, в Москве и в Перми. Она позволяет автоматически снимать и передавать показания индивидуальных приборов учёта, охраняет эти приборы от магнитов, от других способов вмешательства. Создаёт для каждого потребителя личный кабинет, где отражаются показания его приборов.

Устроена она очень просто. Во все квартиры дома устанавливаются новые счётчики, которые оборудованы модемом для передачи показаний. А в управляющей организации стоит станция, которая получает эти показания по радиосети, без использования проводов и СМС-сообщений.

Управляющие компании гарантируют реализацию проекта на основе решения общего собрания собственников  и берут на себя все риски неплатежей и хлопоты, связанные с обеспечением допуска в отдельные квартиры. Они будут нести все расходы по техническому обслуживанию приборов учёта в первые три года. А также примут на себя затраты по приобретению станции и по установке новых счётчиков.

От жителей требуется только одно – оплатить стоимость своих приборов учёта. Чтобы эти расходы не превратились в непосильную ношу, компании готовы дать собственнику рассрочку платежа на год. Определён и приблизительный размер такого платежа. Если менять электросчётчики, то платёж (с рассрочкой на год) составит 300 рублей с квартиры в месяц, если менять счётчики воды (горячей и холодной) и электроэнергии, то это обойдётся дешевле – 700 руб. в месяц.

Новые приборы начнут окупать себя с первого месяца за счёт снижения ОДН и скидки на содержание жилья. Кроме того, срок замены приборов учёта, которые всё равно рано или поздно придётся менять, у вас отодвинется, то есть, вы просто оплатите замену своих приборов учёта раньше срока и в рассрочку –  и начнёте экономить на ОДН. Например, не будете летом платить за горячую воду.

В Сатке несколько домов уже стали «умными» –  на  ул. Бакальской, ул. 50 лет Октября, в мкр. Западный. Судя по интервью, которые дают жители, они видят реальное снижение своих платежей.